Класификация гидравлических жидкостей по стандарту по DIN 51524.

Класификация гидравлических жидкостей по стандарту по DIN 51524

Уважаемые коллеги, соратники и просто хорошие люди.
Данной новостью мы продолжим серию познавательных публикаций о маслах,смазках и автохимии... Сегодня под лозунгом "Класификация гидравлических жидкостей по стандарту по DIN 51524".
У каждого гидравлического масла в обозначении есть от одной до пяти букв + две цифры. И если с цифрами все понятно... "это же всем извесное обозначение кинематической вязкости, чем меньше число - тем ниже температура застывания", но вот "глубже", в этом вопросе, разбираются даже не все продавцы масла... Я на этот вопрос убил рабочий день, и все равно "не достиг дзена". 
И так, начнем с конца - "ЦИФЕРКИ" это ВЯЗКОСТЬ. 
Регламентирует процесс измерения вязкости ГОСТ 33-2016 и шесть его приложений. Что то из полученных мною знаний возможно будет интересно, но вряд ли придется использовать в повседневной жизни:
1. для определения кинематической вязкости используют вискозиметры. Они бывают двух типов: для вязкой жидкости и маловязкой жидкости (различаются по размеру капиляра), а также для непрозрачных жидкостей используют вискозиметр обратного потока.
2. перед проведением замеров испытуемый нефтепродукт нагревают (для разных типов 15, 40, 60 и 100градусов по цельсию, конкретно для гидравлической жидкости при 40 И 100 градусах), осушают (при необходимости) и взбалтывают (для создания максимально однородной консистенции).
3. вискозиметры заполняются образцами и помещаются в нагреватель для стабилизации температуры измерения (для предотвращения коагуляции образца на конструкции прибора)
4. производится замер времени истечения исследуемого образца от первой отметки вискозиметра до второй с точностью до 0.1с
5. по двум независимым замерам высчитывают среднеарифметическое значение времени истечения и по формуле V (вязкость, мм2/с) = С (постоянная вискозиметра указана на упаковке, мм2/с2) * Т (среднеарифметическое время, с), расчитывают кинематическую вязкость.  

Фактически кинематическая вязкость (это первое значение которое стоит смотреть при покупке гидравлики) описывает "внутреннее трение" в жидкости, ее способность течь... Чем ниже киниматическая вязкость - тем меньшие потери испытывает гидропривод (насосу легче перемещать гидравлическую жидкость по контуру и снижаются паразитные потери в т.ч. на нагрев). Не смотря на все достижения современной науки еще не разработана жидкость имевшая бы одно значение вязкости во всем диапазоне рабочих температур. Чем хододнее, тем большую вязкость имеет жидкость, в плоть до температуры застывания (очередное значение которое стоит смотреть в паспорте гидравлики, будет зависеть от наличия присадок). Таким образом цифра в обозначении марки гидравлической жидкости указывает класс вязкости: чем меньше значение - тем более жидкая консистенция. Какую же гидравлику стоит выбрать для своего гидравлического оборудования? А вот тут ответ сможет дать только руководство по эксплуатации от завода изготовителя. Ну а мы пока продолжим вещание о важных характеристиках гидравлики и закончим расшифровкой буквенного обозначения.

Температура застывания - самая низкая температура, при которой нефть, нефтепродукт или другое смазочное масло обладает подвижностью (течет как жидкость). НО! важно помнить, что чем ближе к температуре застывания, тем выше кинематическая вязкость! А значит и больше нагрузка на насос: сначало ему нужно втянуть масло в себя, а потом протолкнуть по гидросистеме... Фактически температура застывания это предельно малая температура гидравлической жидкости когда допустимо ее использование (ВНИМАНИЕ!!!это совершенно не значит, что и остальные гидрокомпоненты системы способны "переварить" возникшие нагрузки)

Рабочая температура. Как правило вы не встретите такого определения в технических характеристиках масла, но есть указанное значение кинематической вязкости при 100 градусах цельсия, и этот факт может навести на мысль, что данная температура является допустимой для гидравлической жидкости... И да и нет. Если просто разогревать условную жидкость в условной кастрюле - с ними ни чего не произойдет, но вся наша беда в том, что перегретая гидравлическая жидкость не "висит в вакууме", а взаимодействует с прочими элементами гидросистемы: уплотнения, РВД, прецизионные зазоры в клапанной аппаратуре, насос... и вот для них такая температура может привести не только к повышенному износу, но и преждевременному выходу из строя. В то же время еще одно ограничение по температуре: существуют минимальные требования по вязкости от производителя гидрооборудования, и например у "Подъемных машин", «PALFINGER», минимальный предел вязкости составит 10 сСт (мм2/с), а у гидравлической жидкости HVLP32 при 100 градусах она составит 5-6 сСт, что в два раза ниже допустимого значения... а это неконтролируемые перетечки, ухудшение точности управления, снижение грузоподъемности. Подробнее о перегреве гидравлической системы в следующих публикациях.

Есть еще такие характеристики как: Температура вспышки, Класс чистоты, Содержание твердых примесей, Антикоррозионные свойства стали и  меди, Увеличение кислотности после 1000м/ч и пр. 
Практически данные есть, а применение их на практике, в "поле/лесу"))) - затруднительно, да и "зашиты" они в буквенном обозначении марки, поэтому "трясти продавца за грудки" и требовать предоставить заключение лаборатории на соответствие образца паспорту бесмыслено. Дабы обезопасить себя от контрфактного товара - ищите сертифицированного продавца и покупайте гидравлику в заводской упаковке (там будет указана и серия партии и дата выпуска, и пломба будет на месте)

А теперь к расшифровке буквенного обозначения. Данная маркировка так же указана в руководстве по эксплуатации на приобретаемое оборудование.
Возьмем за пример стандарт гидравлической жидкости рекомендуемый Палфингером: "гидравлика любого производителя соответствующая стандарту HVLP, в зимний период класс вязкости 32, в летний 46"
На самом деле H, V, L, P это не все буквы которые могут присутствовать в обозначении, есть еще буква "D". И так, по порядку:
 H - Минеральные масла без присадок,
 HL - Минеральные масла содержащие антиокислительные присадки и ингибиторы коррозии
 HLР - Минеральные масла содержащие антиокислительные присадки, ингибиторы коррозии и противоизносные присадки 
 HVLP - Минеральные масла содержащие антиокислительные присадки, ингибиторы коррозии, противоизносные присадки + стабилизированное по вязкости
 HVLPD - Минеральные масла содержащие антиокислительные присадки, ингибиторы коррозии, противоизносные присадки, стабилизированное по вязкости + обладает моющими свойствами.


Расходуйте время и деньги разумно. Не доводите до простоя и дорогостоящего ремонта технику. Работайте долго и с удовольствием!

Смотрите нас:
На ютуб канале: REMONT KMU
В ВК Видео: Максим Волошин
В Яндекс Дзен: РЕМЗОНА МКАД 31 КМ PALFINGER

С уважением, Ваш ремонт гидрооборудования в Москве

#gdplru #palfinger #palfingercrane #ремонткму #ремонтманипуляторов #кму #манипулятор