Перегретое масло: черный цвет и вонь, почему же так получается?

Перегретое масло: черный цвет и вонь, почему же так получается?

Уважаемые коллеги, соратники и просто хорошие люди.
В прошлой публикации мы с вами рассматривали маркировку и основные характеристики гидравлической жидкости, и вам была обещана более подробная информация о перегреве гидросистемы. Данная публикация особенно актуальна в предверии теплого времени года.
И так, приступим:
Иногда при проведении ТО, или при обрыве гидравлической магистрали вы могли заметить, что масло потемнело и пахнет как-то странно. Отвратительный запах тухлятины напоминает что то среднее между: протухшей рыбой, горелой резиной и нагретым металлом. А цвет, не смотря на то что еще прозрачный, но уже стал значительно темнее... Что же произошло? 
"Знающий" человек скажет - масло "сгорело", но это правильно лишь от части. Как было подмечено в статье от 24.04.2025г, производители гидравлической жидкости не регламентируют диапазон рабочей температуры, да и проконтролировать ее довольно проблематично. Потому что, точно так же как и в ДВС, в гидросистеме на разных участках тепловыделение из агрегатов будет меняться. Рекордсменами по тепловыделению (нагреванию) будут насосы и гидромоторы, на второй ступени клапана и гидрозамки, третье место займут штуцеры, переходники, разьемы, РВД. Гидроцилиндры как "нагреватель" - бесполезны. Из-за циклического действия, большой площади поверхности теплоотдачи они больше будут соответствовать термину "маслоохладитель". Но меньше всего нагревает гидросистему конечно же масляный радиатор))). Сама же гидравлическая жидкость не является ни нагревателем, ни охладителем - она ТЕПЛОНОСИТЕЛЬ, и соответственно переносит тепловую энергию от более нагретых участков к менее нагретым! 

Учитывая то, что производители  сообщают: "Температуру вспышки" которая для гидравлики 32 класса вязкости составляет околот 200 градусов цельсия, и "Справочную вязкость при 100 градусах" - напрашивается вывод, что до 200 градусов "кипятить" гидравлику не стоит, но 100 она должна выдержать без особых нареканий (хоть и со сниженной до критического уровня степенью вязкости). В то же время каждый уважающий себя производитель гидравлического оборудования (манипуляторы, мультилифты, землеройная техника...) указывает диапазон рабочей температуры гидравлической жидкости, и очень редко эта температура выходит на значение 80 градусов... Почему?
Да потому, что все компоненты гидросистемы стремяться к энтропии (энергетическому температурному равновесию) соответственно бегущая по "жилам" гидравлика с температурой в 100 градусов будет стремиться передать свою энергию всем встречающимся компонентам (металлу, пластику, резине), и если насос нагрел гидравлику до ста какая температура у него?!? И температурная устойчивость у разных материалов своя:
- Металл - клапана, распределитель (корпус/золотник), резьбовые соединения (больше касается стяжных шпилек). +150 + 200градусов.
- Пластик - комплекты уплотнений гидроцилиндров, золотников распределителя. Наиболее распространенный материал полиуретан выдерживает нагрев +110градусов.
- Резина - рукава высокого давления, внутреняя оплетка из маслоустойчивой синтетической резины +100градусов
Как и в случае с гидравлической жидкостью, материал всех компонентов, по отдельности выдерживает 100 - 110 градусов без разложения, но все меняется когда они соединяются в систему и начинают работу. Растет давление, ухудшаются антифрикционные и противозадирные свойства, происходит тепловое расширение материала, уменьшается вязкость и твердость, снижается наработка на отказ у агрегатов... А производитель должен еще нести и гарантийные обязательства... Но о какой гарантии может идти речь, если гидравлика перестала смазывать пару корпус гидрораспределителя/золотник, пара заклинила, появились задиры... Так же, по причине постоянных перегревов: у насоса изнашивается поршневая группа и он уже не может дать нужный расход при повышенном давлении, у распределителя могут вытянуться шпильки удерживающие секции, зазор между секциями увеличится не много но достаточно, что бы поток гидравлики под давлением повредил межсекционные уплотнения и распределитель "потек", у гидроцилиндра перегрелись уплотнения, стали мягкими и уже не могут выдержать необходимое давление, у перекрученного РВД при возникшем гидроударе может "потеряться" часть внутренней оболочки... и все... манипулятор встал. 
Каждая мельчайшая частица металла, компоненты РТИ, полимерных изделий, пыль + температура и добавляют по "маленькой капельке вони" к запаху гидравлики. 
Опытная наработка европейских и отечественных производителей показала, что максимальный температурный режим который допустим для долгосрочной и бесперебойной работы КМУ не должен превышать +70градусов цельсия, потому что не смотря на все допуски, примерно около 70-80 градусов начинаются необратимые и ускоренные процесы разрушения всех компонентов системы( и жидкости в частности.
Надеюсь я смог донести важность соблидения температурного режима в гидросистеме, пото му что обнаружив "сгоревшее масло" мы должны понимать что не только жидкость потеряла свои эксплуатационные свойства. Везде по всей гидросистеме произошли изменения, и даже если они пока не заметны забывать о них не стоит. Возможно вы скажете: "Ну не перебирать же всю гидравлику" и будете правы - долго, дорого и не эффективно. 
Самый простой, но не самый дешевый способ попытаться частично восстановить эластичность РТИ и уплотнений - сократить интервал замены качественного гидравлического масла (наличие полного спектра присадок в свежем масле сможет частично восстановить эластичность).
Способ по эффективнее - вместе с заменой гидравлики использовать пакеты присадок которые добавят положительных рабочих характеристик гидравлической жидкости (соответственно и эффект восстановления усилится). Пакеты присадок можно использовать как со старой жидкостью (увеличат интервал до замены), так и добавлять при замене масла. 

Обращаю внимание что добавление присадок в старое масло не сможет продлять его срок службы вечно!   

Расходуйте время и деньги разумно. Не доводите до простоя и дорогостоящего ремонта технику. Работайте долго и с удовольствием!

Смотрите нас:
На ютуб канале: REMONT KMU
В ВК Видео: Максим Волошин
В Яндекс Дзен: РЕМЗОНА МКАД 31 КМ PALFINGER

С уважением, Ваш ремонт гидрооборудования в Москве

#gdplru #palfinger #palfingercrane #ремонткму #ремонтманипуляторов #кму #манипулятор